Элитное, обладающее фантастическими вкусовыми качествами «Шато Мутон Ротшильд» заслуженно относится к числу самых изысканных вин в мире. Вино относится к особой категории Premier Grand CruClasse, что обеспечивается, прежде всего, уникальными и специфическими климатическими условиями, щедрой плодородной почвой и наиболее благоприятной для процветания виноградников погодой. Особенностью является также гармоничное сочетание сверхсовременных технологий и проверенных годами традиций, сопровождающих процесс буквально от момента созревания лозы и вплоть до самой бутылки. Владеет превосходным вином баронесса Филиппина де Ротшильд, которой заслуженно принадлежат целых 82 га виноградников. В их состав входят самые распространенные, типичные для данного региона сорта винограда – 77% Каберне-Совиньон, 12% Каберне-Фpaн, 9% Мерло и около 2% Пти-Вердо.
 

История создания бренда

Всё началось в далеком 1853 году. Роскошный замок «Бран-Мутон», располагающийся на территории исторической коммуны Пойяк (Pauillac), приобрёл Натаниэль де Ротшильд, барон и представитель английской ветви семейства. От нового хозяина замок получил имя "Шато Мутон Ротшильд". Барон Филипп (1902-1988), его правнук, приступил к правлению живописными владениями в 1922 году, в течение шестидесяти пяти лет вкладывая в эти земли новаторские нотки. Со всей ответственностью подойдя к дальнейшему существованию замка, он в 1924 году стал инициатором уникального метода «розлива вина по бутылкам на территории замка». Чтобы обеспечить трудоемкому процессу соответствующую почву, в 1926 году он велел увеличить помещения, построив легендарный стометровый «Большой склад». Посетители Мутона и сегодня считают склад одной из главных достопримечательностей.
 

Краткая историческая справка

• 1924 год. В честь розлива, барон Филипп решил обратиться к Жану Карлю, популярному художнику-графику. Он хотел ознаменовать торжественное событие с помощью создания тематической этикетки, но тогда его революционная инициатива оказалась преждевременной и никакого развития не получила.
• 1945 год. После окончания войны, знаменитый барон принял решение отразить последние события на этикетке миллезима с помощью особого рисунка. Так появилась буква "V", ознаменовывающая «Victoire» (Победу). Это событие является началом восхитительной коллекции уникальных, тематических произведений, которые талантливые художники ежегодно создают. Филипп Ротшильд по своему усмотрению заказывал наиболее выдающимся художникам работы для этикеток, которые олицетворяли бы год урожая. Именно поэтому вино славится не только богатым вкусом, но и оригинальными авторскими этикетками, которые также являются ценным предметом коллекционирования. Тогда многие художники не стремились связывать свое имя даже с самым престижным потребительским товаром, но замысел был приведен в исполнение. Среди хороших знакомых барона были и весьма талантливые художники, отнесшиеся к его идее воодушевленно. 
• 1955 год. Художник Жорж Брак вызвался с предложением создать иллюстрацию для тематической этикетки, что стало первым прецедентом из длинной цепочки величайших художников эпохи, последовавшей его примеру. Интерес и содействие к данной тематике выразили также и скульпторы, и востребованные иностранные художники. За свои изумительные работы талантливые художники неизменно получали ящики «Мутон Ротшильд», некоторые бутылки которых содержали проиллюстрированные ими оригинальные этикетки.
• 1962 год. Открытие Андре Мальро «Музея Вина в Искусстве», самого известного творения барона Филиппа и супруги Паулины. Величественный музей принимает тысячи восторженных посетителей ежегодно, делая Мутон престижным местом для централизованного туризма. Уникальный музей собрал бесценные экспонаты трех тысячелетий, которые были всецело посвящены вину и которые стремительно пополнялись новыми редкими единицами.
• 1973 год. Квалификация Premier Grand Сru Classe присвоена изумительному «Шато Мутон Ротшильд», отныне фигурирующему в данной элитной престижной винной категории. 
• 1981 год. Создание зрелищной выставки «Мутон Ротшильд - Искусство и Этикетка», призванной демонстрировать талантливые произведения послевоенного времени заинтересованной общественности. Выставка является заслугой баронессы Филиппины де Ротшильд, которая в тот период сотрудничала с отцом.
• 1988 год. Баронесса Филиппина де Ротшильд заняла достойное место во главе тонкого и ответственного семейного дела, сменив знаменитого отца. Именно фантастическое соединение вина и искусства было одним из стремлений неравнодушных к эстетической красоте владельцев «Мутон Ротшильд». Традиция была заложена бароном, а продолжена его дочерью, поэтому каждая бутылка должна была представлять собой совершенное сочетание этих характеристик.
 

Эстетика и безупречный вкус

Идея продемонстрировать общественности великолепные художественные произведения, отображенные на этикетках и планомерно создающие определенный ансамбль из тридцати четырех экземпляров, возникла у Баронессы Филиппины де Ротшильд в 1981 году. На сегодняшний день их уже около шестидесяти, и эта коллекция каждый год пополняется новым оригинальным экспонатом. Для презентации Баронесса избрала элегантные застекленные витрины, которые напоминали коробки для бабочек, что было наиболее предпочтительным вариантом для хронологического расположения экземпляров по годам и единства композиции. Закрытые, элегантные стеклянные витрины были созданы по эскизам проектировщика Франсиса Лакроша, где каждое произведение находилось в индивидуальном пространстве, окруженное иными экспонатами. Помимо самой этикетки, экспозиция содержит исходную работу с фотографией и изложением истории создания. Дар виноградной лозы запечатлен талантливыми художниками эпохи с такой любовью, что все экземпляры наделены особым очарованием и изысканностью. Благодаря этому данная выставка была признана многими музеями мира, с восторгом принята в Европе (Эдинбург, Брюссель, Лондон, Берлин), а также в Гонконге, Канаде, Японии, Китае и шестнадцати городах США.
 

Обзор легендарных этикеток «Шато Мутон Ротшильд»

• 1924 год. Жан Карлю (франц. Jean Carlu) (1900-1996) приступил к работе через два года после того, как судьба "Мутон Ротшильд" перешла в руки барона Филиппа де Ротшильда. Работы этого плакатного художника считаются успешным примером влияния на прикладное искусство кубизма.
• 1937 год. Художник-иллюстратор Галани (франц. Galanis) изобразил Международную выставку 1937 года. Эскиз этикетки использован не был.
• 1938 год. Художник-иллюстратор книг Шас-Лабор (франц. Laborde) в своей работе уделил внимание приезду королевской четы Великобритании в великолепный Париж. Эскиз этикетки использован не был.
• 1945 год. Жан Оберле (франц. Jean Oberle) изобразил окруженную шеренгой флагов Франции Парижскую Триумфальную арку. Данный рисунок не был принят.
• 1945 год. Филипп Жюллиан (франц. Philippe Jullian) использовал красноречивый символ «V» от слова «Victoire» (Победа). Барон Филипп принял решение отклонить проект художника, Жана Оберле, работу которого счел чересчур фигуративной и не соответствующей торжеству поражения нацизма.
• 1946 год. Художник Жан Юго (франц. Jean Hugo).
• 1947 год. Художник Жан Кокто (франц. Jean Cocteau).
• 1948 год. Художник Мари Лорансен (франц. Marie Laurencin). 
• 1949 год. Художник Андре Динимон (франц. Andre Dignimont). 
• 1950 год. Художник Жорж Арнульф (франц. Georges Arnulf). 
• 1951 год. Художник Марсель Вертес (франц. Marcel Vertes). 
• 1952 год. Художник Леонора Фини (франц. Leonor Fini).
• 1953 год. Этикетка не была создана усилиями современного художника, а мастерски проиллюстрирована миниатюрой столетней давности, на которой, чуть выше центральной части, был изображен барон Натаниэль. Таким образом барон Филипп решил увековечить в иллюстрации память своего легендарного прадеда. Он принял такое решение в честь столетнего юбилея подписания акта о покупке знаменитого Бран-Мутон, вскоре получившему имя «Мутон Ротшильд». Знаменательное событие свершилось 11 мая 1853 года легендарным бароном Натаниелем де Ротшильдом (франц. Baron Nathanielde Rotschild) (1812-1870).
• 1954 год. Жан Курзу (франц. Jean Carzou).
• 1955 год. Жорж Брак (франц. Georges Braque). 
• 1956 год. Павел Челищев (франц. Pavel Tchelitchew). 
• 1957 год. Андре Массон (франц. Andre Masson). 
• 1958 год. Сальвадор Дали (франц. Salvador Dali). 
• 1959 год. Ричард Липпольд (франц. Richard Lippold). 
• 1960 год. Жак Вийон (франц. Jacques Villon). 
• 1961 год. Жорж Матье (франц. Georges Mathieu).
• 1962 год. Роберто Матта (франц. Roberto Matta).
• 1963 год. Бернар Дюфур (франц. Bernard Dufour).
• 1964 год. Генри Мур (франц. Henry Moore).
• 1965 год. Доротея Таннинг (франц. Dorothea Tanning).
• 1966 год. Пьер Алешинский (франц. Pierre Alechinsky).
• 1967 год. Сезар (франц. Cesar). Знаменитый скульптор расположил на рабочем листе несколько очень тонких булавок и гаек, которые были впоследствии опрысканы из пульверизатора с угольно-черной краской. Образовавшиеся на листе следы были мастерски прокрашены насыщенным алым цветом.
• 1968 год. Бона (франц. Bona).
• 1969 год. Хуан Миро (франц. Joan Miro).
• 1970 год. Марк Шагал (франц. Marc Chagall).
• 1971 год. Василий Кандинский (франц. Vassili Kandinsky). Изображение не было создано специально для знаменитой марки «Мутон Ротштльд», так как Кандинский умер в 1944 году. Его изумительная акварель 1930 года считается собственностью Парижского Центра им. Жоржа Помпиду, но разрешение на использование его работы в оформлении этикетки любезно предоставила Нина Кандинская. Произведение в оригинале является вертикальным, но для планомерного размещения на этикетке его пришлось расположить горизонтально, что ничуть не сказалось на эстетической красоте изображения. 
• 1972 год. Серж Поляков (франц. Serge Poliakoff). 
• 1973 год. Пабло Пикассо (франц. Pablo Picasso). В этот год дерект министра Жака Ширака присвоил «Замку Мутон Ротшильд» гордое наименование вина Первого класса. Музей Мутона является владельцем акварели, иллюстрирующей вакханалию Пабло Пикассо, разрешение на использование которой в качестве репродукции для этикетки дала Палома, его дочь, так как в 1973 году художника уже не стало.
• 1974 год. Роберт Мазеруэлл (франц. Robert Motherwell).
• 1975 год. Энди Уорхол (франц. Andy Warhol). В этом году художник окончательно порывает с привычным изображением овна и создает серию из трех портретов Филиппа. Из этих работ две размещены друг напротив друга на этикетке.
• 1976 год. Пьер Сулаж (франц. Pierre Soulages).
• 1977 год. Этикетка изображает вензель Ее Величества Английской Королевы Матери на лазурно-голубом фоне, а также заметную подпись "Her Majesty Queen Elizabeth The Queen Mother". В этом году Королева Елизавета по любезному приглашению барона Филиппа де Ротшильда находилась в знаменитом замке Мутон. В апреле проходил её официальный визит в регион города Бордо.
• 1978 год. Жан-Поль Риопель (франц. Jean-Paul Riopelle).
• 1979 год. Хисао Домото (франц. Hisao Domoto).
• 1980 год. Ганс Хартунг (франц. Hans Hartung).
• 1981 год. Арман (франц. Arman). 
• 1982 год. Джон Хьюстон (франц. John Huston).
• 1983 год. Сол Стейнберг (франц. Saul Steinberg).
• 1984 год. Агам (франц. Agam).
• 1985 год. Поль Дельво (франц. Paul Delvaux).
• 1986 год. Бернар Сежурне (франц. Bernard Sejourne).
• 1987 год. Ганс Эрни (франц. Hans Erni). Этикетка «Мутон Ротшильд» в очередной раз подчеркнула блестящий талант знаменитого портретиста Ганса Эрни. Для барона Филиппа де Ротшилда урожай этого года стал последним. Художник стремился превратить свою работу в красноречивый символ, дань. Именно он сумел мастерски передать плодотворную и судьбоносную энергию удивительного человека, который однажды вдохнул в Мутон насыщенную и яркую жизнь. На темном, благородном желто-золотистом фоне был размещен восхитительный рисунок, в центре которого расположен портрет барона. Вокруг головы его изображен спиральный узор в виде рогов овна, где прорисованы грозди винограда.
• 1988 год. Кейт Херинг (франц. Keith Haring).
• 1989 год. Георг Базелиц (франц. Georg Baselitz). 
• 1990 год. Фрэнсис Бэкон (франц. Francis Bacon). 
• 1991 год. Сецуко (франц. Setsuko).
• 1992 год. Пер Керкеби (франц. Per Kirkeby).
• 1993 год. Бальтус (франц. Balthus) (1908-2001). Бальтус – это псевдоним поляка по происхождению, Графа Бальтазара Клосовского де Роля. Он превратил очередную этикетку «Мутон Ротшильд» в карандашный силуэт некой девочки-подростка, совершенно обнаженной. Взор юной героини был отсутствующим и прохладным, а фигурка грациозная, но чересчур хрупкая. Власти США категорически запретили продажу вина, посчитав необычную этикетку распространением явной детской порнографии.
• 1994 год. Карел Аппель (франц. Karel Appel). 
• 1995 год. Антони Тапиес (франц. Antoni Tapies). 
• 1996 год. Гу Ган (франц. Gu Gan). 
• 1997 год. Ники де Сен-Фаль (франц. Niki de Saint Phalle).
• 1998 год. Руфино Тамайо (франц. Rufino Tamayo).
• 1999 год. Раймон Савиньяк (франц. Raymond Savignac). 
• 2000 год. Год Тысячелетия (франц. Bouteille 2000). Баронесса Филиппина де Ротшильд отступила от традиции, не предложив художникам делать рисунки для этикеток урожая 2000 года. На бутылке, ставшей коллекционной, баронесса решила разместить утонченное изображение ценного экспоната, принадлежащего собранию Музея Вина в Искусстве, а именно маленького "Аугсбургского овна". Это эмблема Мутона, восхитительная чаша XVI века, изготовленная из позолоченного серебра. Примечательно, что изображение было создано при помощи новейшей техники рельефного нанесения эмалевого покрытия.
• 2001 год. Роберт Вильсон (франц. Robert Wilson). Американский художник был удостоен чести не только заниматься иллюстрацией, но и самой графической частью исполнения будущей этикетки. Вильсон был давним знакомым Баронессы Филиппины де Ротшильд, поэтому именно её выбрал главным объектом утонченной художественной мизансцены, сопровождающейся роскошной симфонией исключительно благородных красок.
• 2002 год. Илья Кабаков (франц. Ilya Kabakov). Он создал настолько забавную, красноречивую и прекрасно запоминающуюся этикетку "Мутон Ротшильд", что она не нуждается в каких-либо дополнительных комментариях.