Основатель проекта AddWine Ион Оборочану рассказал российскому Forbes о ключевых трендах отечественного винного рынка.

IMG-7891-6542663f95070.jpg
Участие AddWine Вино и деньги Вино и личности Вокруг вина

Основатель компании по продаже винных аксессуаров AddWine Ион Оборочану рассказал российскому Forbes о ключевых трендах отечественного винного рынка. Статья под названием “Грузия вместо Италии: что происходит на российском рынке вина” вышла в октябрьском (227) номере журнала. Мы выбрали для вас все самое лучшее из этого разговора. 

 

Об импорте вина 

 

Многие импортеры, особенно самые крупные, запустили собственные проекты в российском виноделии и активно в них инвестируют. Это говорит о том, что компании сами до конца не уверены в том, что импорт наладится, и пытаются диверсифицировать свой бизнес. Возможно, некоторые торговцы вином уйдут с российского рынка, но, скорее всего, это коснется мелких компаний в низком ценовом сегменте.Однако надо учитывать, что у импортеров еще остались большие запасы вина, купленного до введения пошлин, возникновения логистических сложностей и последних скачков курса валют. Показательным для рынка станут первый и второй кварталы 2024 года. 

 

Исторически 50% импорта вина в Россию приходилось на Италию и Испанию. За первое полугодие 2023-го Грузия увеличила поставки вина больше чем на 60% — до 24 млн литров — и заняла уверенное первое место.Россияне традиционно демонстрируют высокий уровень доверия к напиткам из этого региона из-за устойчивого убеждения, что только грузинские сладкие и полусладкие вина по-настоящему натуральны. Поэтому потребители часто не дают шанса другим винам в этой категории, в том числе и российским.

 

Возможно, на рынке появятся неожиданные игроки. Например, Китай сейчас занимает второе место в мире по площади виноградников. С учетом дружеских отношений между Китаем и Россией не будет сюрпризом, если доля китайского вина у нас будет расти. 

 

О российском вине 

 

Существует миф, что в России не научились делать хорошее вино. Это неправда. Советская школа уходит в прошлое, ситуация в индустрии кардинально меняется. Растет мастерство виноделов, приглашаются зарубежные эксперты. Росту качества российских вин также способствует растущая конкуренция.

 

Еще один стереотип — в России нет земель, подходящих под выращивание винограда для премиального вина. Это тоже ошибка, ведь российское вино еще в царские времена поражало своим качеством иностранных критиков. Земля, на которой тогда рос виноград, все также подходит для выращивания винных сортов.  

 

Все благодаря активной популяризации российского виноделия со стороны коммерческих структур и государства. В стране все чаще проходят мероприятия, ориентированные как на конечного потребителя, так и на профессионалов рынка. 

 

Винные дегустации, форумы и фестивали, встречи с виноделами, винный туризм, все это постепенно формирует среду, где потребитель будет контактировать с российским вином и его создателями, сможет лично убедиться, что российские напитки — не хуже европейских, а подчас и лучше. 

 

Важно помочь потребителю ориентироваться в российском виноделии. Для этого нужны справочники, гиды, классификаторы российских вин. А чтобы по-настоящему разобраться в российском вине, нужно использовать правильную винную атрибутику. Мы в AddWine считаем, что любовь к вину невозможна без любви к винным аксессуарам. В этом мы видим свою роль в популяризации отечественного вина. Нам важно научить людей правильно использовать винную атрибутику в процессе дегустации. Тогда даже начинающий винолюб сможет увереннее войти в мир российского виноделия.

 

О трендах в винном бизнесе

Главная тенденция — стремление бизнеса «замкнуть» на себе все потребности потребителя. В целом все компании в отрасли двигаются к смежным сферам, например, к продаже сопутствующих товаров. Допустим, AddWine как проект по продаже винной атрибутики вырос из бизнеса по импорту и оптовым продажам, а также сети винных ресторанов. В 2017 году, когда мы вышли на новый для себя рынок, конкуренции почти не было, нам удалось достаточно легко и быстро занять свою нишу. Как это часто бывает, история проекта началась с решения собственной проблемы. На тот момент мы с партнерами десять лет занимались вином, наблюдали, как быстро в России зарождается и растет культура его потребления. При этом мы видели колоссальный дефицит винных аксессуаров в России, особенно в премиальном сегменте. Нам ничего не оставалось, кроме как самим ввозить недостающие товары: в нашем каталоге мы собрали люксовые бренды, среди которых L’Atelie Du Vin и Sydonios. Получился отдельный бизнес, который существует уже пять лет — и все это время остается одним из лидеров рынка.

 

Полная версия статьи в печатном номере Forbes или онлайн версия по ссылке.