Автор: Адам Моргенштерн

Как известно любому любителю вина, если зайти в любой магазин товаров для дома, вы  сразу столкнетесь с головокружительным ассортиментом бокалов. Не только для каждого сорта - Пино Нуар, Каберне, Шардоне – существует также выбор между Старым Светом и Новым Светом. Все эти разные бокалы действительно необходимы? Я поговорил с Максимилианом Риделем, президентом компании «Riedel», чтобы узнать его мысли по этому поводу.

- Я слышал всякие аргументы, но теперь, когда я на самом деле беседую с членом семьи - как правильно произносить «Ридель»?

- Так как мы австрийцы, мы говорим по-немецки. Поэтому мы бы сказали РИДЕЛ. Мы были бы признательны, если бы люди так говорили и в Америке. Мы не хотим слышать «Райделл», потому что это средняя школа из фильма «Бриолин», а мы не имеем к этому никакого отношения.

- Обычный любитель вина знает, что есть бокал для белого вина и бокал для красного вина. Почему должно быть еще какое-то деление, кроме этого?

- Потому что люди не знают о влиянии бокала. Дело не в том, что мы можем творить чудеса, мы не можем превратить посредственное вино в первосортное, но мы сможем извлечь из вина все, все характеристики, будь оно хорошим или плохим, словом, из любого. Это как шкаф, полный обуви. У вас есть хотя бы пара для бега и пара для работы. Вы можете попробовать поработать в своей спортивной обуви, но это будет неправильно из-за этикета. Но вы ведь никогда займетесь бегом в своих рабочих ботинках.

- Так что, если я выпью Пино Нуар из не того бокала, что конкретно я пропущу?

- Посмотрите на Пино Нуар и вот что вы увидите: красное вино, виноград, тонкая кожура, рубиново-красный цвет. Тонкая кожура означает мягкие танины, а сам виноград имеет несбалансированную кислотность - вот для чего и нужны наши бокалы. Мы уравновесим кислотность для вас, а это значит, что когда вино впервые попадет на кончик вашего языка, то сначала вы сфокусируетесь на фруктовых нотах.

- Вы же делаете несколько разных бокалов для Пино Нуар?

- Это потому, что мы начали со Пино Нуар Старого Света, который находится в Европе, а затем все французские производители начали делать вино в Орегоне. Они пожаловались нам и заявили, что бокалы там просто не работают в полной мере. Итак, мы выпустили бокалы для Пино из Нового Света. В чем разница между Старым и Новым Светом? В минеральности. Все остальные сказали бы фруктовости, или алкогольности, или климате - я говорю в минеральности. Затем у нас был похожий опыт с новозеландскими производителями, которые сказали, что бокалы недостаточно хорошо для них. Таким образом, мы провели там семинар и создали третий вид бокалов, потому что, опять же, минеральность новозеландского Пино Нуар так сильно отличается от Старого и Нового Света.

- С каким примерным количеством разных бокалов должен начать коллекционер?

- Традиционно, есть стандартный набор бокалов - у вас есть высокий бокал для шампанского, бокал для белого вина небольшого размера, бокал для красного вина большего размера, ну и что-нибудь для воды - это то, что наверняка стоит в буфете у ваших бабушки и дедушки. Вместо этого я бы посоветовал продавцам спрашивать своих клиентов, какой у них любимый виноград? Большинство людей могут сказать «Каберне», и тут уже можно сказать «идеально», вот посмотрите бокалы для «Каберне» прямо сейчас. А что пьет ваш супруг? Итак, теперь у вас есть два бокала, которые должны положить начало вашей коллекции. Это только первый шаг. Когда вы рискуете и влюбляетесь в Пино Нуар, вдруг понимаете, что Пино никогда не бывает таким вкусным, когда оно в бокале для Каберне, и это открывает вам глаза. Вы бы не пошли на поле для гольфа только с одной клюшкой. То же самое и в мире вина.

- В последние несколько лет рестораны отошли от узких бокалов для шампанского, предпочитая теперь бокалы большего размера для белого вина.

- В последние годы я работал над созданием бокалов для двух известнейших домов Шампанского. Я учитывал, что есть игристые вина со всего мира, которые могут легко конкурировать с шампанским, поэтому старался сделать так, что бы шампанское имело превосходный вкус – чего нельзя добиться в узких и высоких бокалах. Если поднести такой бокал к носу, кто угодно, любой потребитель скажет вам, что это шампанское, потому что узкий бокал не может дать ничего, кроме стандартного запаха игристого вина. Все потому что аромат заперт в очень плотной емкости и не может полностью раскрыться, так сказать показать, что он может предложить. И вкус тоже всегда один и тот же.
Мой дедушка всегда пил шампанское из самых больших бокалов. Глядя на это, со временем я получал знания. Я встретил много производителей шампанского на дегустациях. Они так же начали отходить от узких бокалов в сторону бокалов для рислинга, и, обобщив все это, я предложил наш вариант бокала для шампанского вина. Я говорю «шампанское вино», потому что некоторые люди до сих пор не знают, что шампанское - это вино.

- Должны ли рестораны просвещать посетителей о важности выбора бокалов наряду с выбором вина?

- Мне нужно рассказать вам мое личное впечатление о сомелье. Черт возьми, они должны проснуться. Все забывают, что в основе ресторанного бизнеса лежит не только качество блюд и длина винной карты, но и развлечения. Сомелье могут добавить гораздо больше позитива, чем просто выбор вина. То, как они его открывают вино, как оно декантируется и подается. Оставьте сильное впечатление у клиентов. Это развлекательный бизнес.

- Какие изменения в винном мире оказывают наибольшее влияние на то, как вы проектируете свои новые бокалы?

- Климат, вегетация, полив, а затем, очевидно, крепость. Алкоголь похож на жир в еде. Это усилитель вкуса, и люди делают более жирные, более тяжелые вина. В результате наше поколение не сможет попробовать эти вина в лучшем виде, потому что вина ярче с годами, а старение бесконечно. Вспомним о долине Напа, например, 20 лет назад мы говорили о 12-13% алкоголя, сейчас уже 15-16%. Поэтому мы переходим к более вместительным бокалам.